Стоимость нового НПЗ в Канаде искусственно поддерживается на уровне 10 млрд долларов, а на его строительство уйдут годы. Последний НПЗ был сооружен в стране аж в 1984 году.
Но Канаде попросту не нужно столько переработанного топлива — уже сейчас страна производит топлива больше, чем потребляет, хотя перерабатывает примерно четверть добываемого «черного золота». При любом раскладе новые НПЗ, если они будут построены, все равно будут работать на экспортные поставки.
Остается большая вероятность того, что Канада так и будет перерабатывать нефть в США, где сегодня находятся 142 завода, тогда как в Канаде их лишь 19. По мнению экспертов, Канада могла бы конкурировать на рынке переработки нефти, если бы занялась этой проблемой лет 20 назад, а сейчас в стране попросту не существует необходимой инфраструктуры для развития НПЗ, ведь огромная часть центральной и северной Канады практически не охвачена трубопроводными системами.
Вот и транспортируется большая часть канадского «черного золота» в направлении США, где находятся НПЗ, которые могут перерабатывать тяжелую нефть. Но если даже построить трубопроводы, которые бы транспортировали нефть на восточные канадские нефтеперерабатывающие заводы, то они не в состоянии были бы работать со сланцевой нефтью месторождения Alberta.
Заводы также конкурируют с более дешевыми НПЗ в Азии, которые не отказываются ни от какой нефти – ни легкой, ни тяжелой.
Поэтому и стоимость нефти на западе и востоке Канады разная, причем эта разница каждый год обходится экономике Канады примерно в 19 млрд долларов. Но канадский бизнес не спешит вкладывать миллиардные инвестиции в строительство новых НПЗ – накладно получается, да и нет гарантий быстрого возврата этих инвестиций.